Навигация

Вход на сайт

Вы здесь

Главная

"Мои дети учатся дома". Мама рассказала кому и почему никогда не подойдет домашнее образование.

Многие считают, что учить ребенка дома — вполне реально. Эта мама перевела своих детей на индивидуальный план обучения в белорусской школе. И она уверено заявляет, что справиться с таким подходом способны не все. Ольга Юрковская — психолог и многодетная мама, автор книги "Образование для жизни. Школьная программа с пользой и без насилия". Дети Ольги учатся дома. Почему домашнее обучение для одних родителей — счастье, а для других — разочарование? Много лет я наблюдаю типичную ситуацию: родители, начитавшись восторженных отзывов о хоумскулинге или домашнем обучении детей, оформили ребёнка на индивидуальный учебный план, а затем выяснили, что не справляются с учебой. У ребенка нет мотивации заглядывать в учебник, у мамы нет желания «стоять над душой», а папа и вовсе самоустранился от совместного выполнения заданий по математике. Как итог, хоумскулинг признается неэффективной системой, разочарованию нет предела, мамские форумы наполняются очередными дискуссиями и язвительными комментариями. При этом никто не понимает, что изначально был применен неверный стратегический подход. Источник фото: forumdaily.com Хоумскулинг — это не проще. Это лучше Не стоит забирать ребенка на семейное обучение, если мама наивно полагает, что ей станет проще и легче. Не нужно будет ходить на родительские собрания, оплачивать сборы, выслушивать гневные отповеди учителей и ругаться по поводу успеваемости. Да, это приятный «бонус» домашнего образования, но следует сразу понимать наиважнейшую вещь: ребенок не мотивирует сам себя на изучение школьных предметов. Потому что наши дети не глупее нас, и они прекрасно понимают всю бесполезность школьной программы. Вы сами представьте, что завтра начальник на работе прикажет вам каждый день совершенно бесплатно в течение года учить наизусть статьи из Википедии. Причем рандомно, на неинтересные вам темы, которые вы никак в своей профессиональной сфере применить не сможете. Ни одна из этих статей вам в жизни никогда не пригодится. Ответьте себе честно, сможете ли вы это делать? Сможет ли коллега или мама замотивировать вас ежедневно тратить несколько часов свой жизни на заучивание ненужных непонятных статей и фактов? Конечно, вы не понимаете, зачем вам это делать, когда за это не платят, занятие не доставляет вам удовольствия, прикладной ценности у него нет. Здоровье Новогодний стол беременной женщины и кормящей мамы. Рецепты 23 И точно так же не понимает ребенок, зачем ему учить наизусть этот странный набор фактов, которые в случае необходимость можно будет мгновенно нагуглить. В школе мотивацией является запугивание учителем. Есть ряд механизмов, позволяющих заставить ребенка впихнуть в себя эти ненужные знания. Вызов к доске, громкое унижение на весь класс, размашистые надписи в дневнике, умение настроить референтную группу детей против «двоечницы» и прочие привычные советские методы воспитания послушных марионеток. Ребенок, боящийся наказаний, вынужден защищать себя путем выполнения глупейших требований. А у родителей эти агрессивные механизмы отсутствуют, на любимого ребенка не хочется орать, размахивать ремнем и грозить отправкой на все лето к бабушке в деревню. Поэтому вы окажетесь бессильны и не сможете заставить ребёнка учиться. Но как-то же у других родителей получается? Да, и разница между успешными родителями и обычными мамами, не справившимися с самостоятельным обучением ребенка, в правильном идеологическом подходе. Психологически грамотные родители считают развитие личности ребенка, его время, интересы и профессиональные перспективы в будущем более важными и ценными, чем материальные и временные затраты, необходимые для этого. Эти родители забирают ребенка учиться в семью не ради того, чтобы им стало проще. Наоборот, они понимают, какой это труд и ответственность. И семейное обучение — возможность для ребенка быть более счастливым, реализовать свой человеческий потенциал, максимально раскрыть все свои таланты, а не только те, которые одобряет министерство образования. Источник фото: life.pravda.com.ua Думающие родители понимают, что школьная программа когда-то была рассчитана на формирование фабричных рабочих из крестьянских детей. Она была прогрессивной двести лет назад, но не отвечает современным реалиям. Мы часто говорим о бесполезности большей части знаний, которые детям вбивают в головы одиннадцать лет. И мы видим, что простой физический труд перестает быть востребованным. Миллионы людей во всем мире оказываются безработными и ненужными, так как у них нет знаний, актуальных для изменившегося мира. На заводах работают огромные автоматические линии, транспорт управляется беспилотным способом, в домах убирают роботы-пылесосы, даже окна помыть можно с помощью автономной техники. То есть рутинный физический труд в мире будущего не будет нужен никому — людей заменят роботы. Аналогично отпадет нужна в мелких чиновниках и офисных клерках — рутина будет выполняться с помощью компьютерных программ. Уже сейчас прогрессивные страны переходят на электронное правительство. И это будущее уже наступило, глупо и наивно закрывать глаза на прогресс и заставлять ребенка шить себе фартук на уроке труда, тогда как это время стоило бы потратить на изучение современных компьютерных технологий. Почему вам не стоит переводить ребенка на домашнее образование И не увеличивать количество противников хоумскулинга, не разобравшихся в том, почему у ребёнка не получилось учиться самостоятельно. Все неуспешные случаи попыток семейного образования сводятся к двум вариантам. Первый вариант, когда ребенок педагогически запущен, потому что сидит целый день с планшетом и играми, ничего не изучает, на секции и кружки не ходит, со сверстниками не общается. А его мама занята написанием гневных отповедей в социальных сетях, пока папа зарабатывает деньги на семью. Таким родителям безразлично, как развивается отпрыск. В этом случае действительно стоит отвести ребенка в школу. Источник фото: rebenok.by Второй вариант — когда родители считают, что школьные предметы зачем-то очень нужны, но никак не могут заставить ребёнка заниматься бесполезным трудом. Также нет смысла переходить на индивидуальный план обучения, если родители менее образованы, чем учителя в школе, и не обладают знаниями, которые они смогли бы эффективно передать ребенку. Пройдет несколько недель, в крайнем случае месяцев, и, признав свое бессилие, мамы и папы разочаровываются в собственных педагогических талантах, а заодно в самой идее хоумскулинга, которую даже не поняли. Как нужно правильно организовывать хоумскулинг Поговорим о тех родителях, которые действительно успешны в организации семейного обучения и в раскрытии талантов своих детей. В чем их главное преимущество? В том, что они вслух озвучивают ребенку свою позицию относительно школы и взаимодействия с ней. Образовательная программа — обязательное явление, и от нее нужно просто отделаться, чтобы не пришли тетки из службы опеки и не заявили, что родители злонамеренно лишают ребенка права на образование. А последствия такого визита могут быть самыми трагическими, вплоть до изъятия детей и отправления их в детдом. Поэтому к школе нужно отнестись, как неизбежному злу. И сдать на минимальный удовлетворительный балл все те предметы, знания которых государство требует от детей. Успешная мама транслирует ребенку следующую позицию: мы с тобой в одной команде и будем эту проблему решать совместно. Давай подумаем, как бы нам с тобой выучить нужное, подготовиться к контрольной или к экзаменам, чтобы сдать хотя бы на минимальное количество баллов, необходимых для зачета. Есть закон, есть требование государства, и лучше не вступать в конфликт с органами опеки. При этом родители не ограничивают обучение ребенка только школьными предметами. Более того, когда семейное образование правильно организовано, одиннадцать лет по восемь часов каждодневной «каторги» не требуются. Родители и дети совместно решают, будут ли школьные предметы изучаться на курсах онлайн или оффлайн, возможно, помогут видеоролики на Youtube или понадобятся занятия с репетитором, кому-то повезёт, что ребёнок сумеет самостоятельно изучить предмет по материалам из интернета. Есть дистанционные школы с обучением по Скайпу. В любом случае ребенок имеет возможность сам решить, какая форма подачи материала ему больше нравится. Читайте также: 8 минусов домашнего обучения. Мама ученицы о подводных камнях хоумскулинга При правильном эффективном подходе к изучению обязательной программы в день уходит всего пара часов на основную учебу. Таким образом у ребёнка высвобождается немало времени, чтобы увлеченно и с интересом получать нужные в будущей профессии и взрослой жизни знания, навыки и умения. Дети совместно с родителями решают, как лучше организовать свободное время, чем заняться и какие навыки освоить. Увлеченных же каким-то отдельным предметом детей мотивировать вообще не нужно, очень быстро уровень знаний такого подростка начинает превосходить знания и одноклассников, и обычного среднего учителя. Как сделать домашнюю учебу эффективной Вам не надо пытаться изображать учительницу и уныло садиться с учебником. Сначала позаботьтесь, чтобы у ребенка появился важнейший навык — быстрой обработки информации. Это то, с чего начинается домашнее образование. Скорочтение, развитие памяти и внимания, логика и структурирование информации легко осваивается ребёнком на специализированных курсах. После того, как эти практические навыки получены и отработаны, ребенку легко даются любые гуманитарные предметы, где требуется только прочитать, запомнить и пересказать. Так прекрасно усваиваются предметы, не требующие специализированных познаний. Фактически при таком подходе к обучению ребенок, умеющий очень быстро читать, полностью запоминать прочитанное, анализировать информацию, извлекать основные мысли и видеть структуру текста, оформляя её в виде последовательных логических схем, никаких проблем с учебой иметь не будет. Что касается репетиторов, то по всем предметам учителя при таком подходе не нужны. В младших классах достаточно учителя по русскому языку и математике, в старших — добавится физика и химия. При этом главное, что ребенок всегда понимает, что его оценки — не более, чем формальность. Психологически грамотные родители детей, обучающихся по системе семейного образования, объясняют, что оценки посторонних для семьи женщин не только не имеют никакого значения, но и смысла в них мало. Кроме того, родительская любовь никак не связана и не коррелирует с отметками ребёнка. К сожалению, очень часто я вижу, что хоумскулерам намеренно и несправедливо занижают оценки. «Семейники» по статистике числятся среди худших учеников по успеваемости, при этом часто по результатам реальных проверок знаний оказываются интеллектуально намного более развитыми, чем лучшие ученики классов. Несправедливость и глупость школьных оценок Успешные родители смотрят на то, какие склонности и таланты имеет ребенок, и стремятся к развитию этих особенностей. Причем в многодетной семье все дети могут иметь различные дарования и разные характеры. Например, моя старшая дочь занималась шахматами и была чемпионкой города. Сейчас она увлеклась брейк-дансом и выигрывает международные соревнования. У нее отлично получается фотографировать, и в своем подростковом возрасте она ведет оригинальный канал на Youtube, который даже мне, взрослому человеку, по-настоящему интересно смотреть. Она хочет поступить в high school в США, и поэтому в четырнадцать лет совершенно самостоятельно нашла себе как онлайн-курсы по обучению английскому языку и освоила его на уровне Intermediate, так и по подготовке к сложному экзамену SSAT. Она много читает и самостоятельно изучает интересные ей вопросы, например, маркетинг или макроэкономику. При этом в 9-м классе общеобразовательной белорусской школы на обучении по индивидуальному плану (ОПИП) ей ставят тройки. Удивительно, да? Баллы занижают по самым неожиданным причинам, например, потому, что она прочитала полную версию повести, а не сокращённую из учебника. И чье мнение о способностях ребенка стоит считать более авторитетным: мамы, которая видит, что четырнадцатилетняя девочка справляется с задачами, которые многим взрослым не под силу, или учительниц, упоенно разрисовывающих дневники учеников тройками за непослушание и непохожесть на других? Читайте также: "Современная школа - нездоровое место для ребенка". Как белоруска учит детей дома Моя средняя дочь — очень талантливая художница, причем несмотря на то, что она фактически ребенок, ее можно назвать профессионалом. Ее картины уже два года успешно продаются. Она очень чувствительна, и если всего несколько дней походит в школу, то после этого заболевает от напряжения. Сейчас она числится в 8-м классе белорусской школы на индивидуальном плане, так как моя средняя дочь — личность, таланты которой в школе не будут развивать. Она занимается веб-дизайном, ходит на занятия в художественную мастерскую и так же, как и старшая, очень любит читать. И с ними обеими дома никто уроками не занимается, мы вообще никак не контролируем их отношения со школой, считая данный вопрос полностью зоной ответственности подростка. И девочки прекрасно понимают, что несдача на минимальный балл хотя бы одного предмета приведёт к тому, что их снимут с индивидуального плана (увы, в Беларуси законы такие). А ходить в школу каждый день им, конечно, не хочется. Хватает потрясений от общения с учителями, когда они приходят написать с классом контрольную или сдать пройденный материал. Поэтому девочки сами решают, на курсах, с репетитором или самостоятельно они изучат необходимое для получения оценок. Стоит отметить еще один очевидный плюс семейного образования: дети болеют меньше, и болезни проходят легче и быстрее, чем у школьников. Это замечали многие родители, когда сильно болеющего ребенка переводили на домашнее обучение, и он вдруг становился совершенно здоровым. Источник фото: semeynoe.com Подведу итог. Если интересы, таланты и здоровье детей, их личностная самореализация и максимальное развитие человеческого потенциала для родителей превыше любых расходов, нервов и усилий, то такое отношение делает семейное образование успешным. Только при таком подходе родители окажутся умнее методистов из министерства образования. А все родители, у которых не получилось, просто не понимают вреда от шаблонных стереотипных схем. Не верят в то, что разбираются в талантах и потенциале своего ребенка лучше, чем посторонние женщины из не самого престижного чиновничьего аппарата. Поэтому достаточно быстро сдаются, не в состоянии выполнять абсурдные школьные требования, и возвращают ребенка в школу. Хоумскулинг — не для всех Домашнее обучение — это для тех, кто может спокойно организовать обучение ребенка в семье. У кого есть ресурсы, материальные и временные, у кого уровень образования и интеллекта позволяет быть не хуже и не глупее школьных методистов и учителей. Немаловажно, что социуму пока нужны и рабочие, и мелкие чиновники, и офисные сотрудники. Не всем же быть творческими людьми или предпринимателями. А то, что через десяток-другой лет в мире окажется ещё несколько миллионов безработных и неспособных перестроиться людей — разве это проблемы методистов, работающих по государственным стандартам? Они живут сегодняшним днём. А наша задача как родителей — думать о будущем наших детей. Не о ближайшем будущем, то есть не просто поступить в любой вуз, а о долгосрочной перспективе: кем будет работать наш ребёнок через 30 лет? Сумеет ли он стать счастливой и полностью реализованной личностью?
Читайте на Ребёнок BY: https://rebenok.by/articles/stature/study/24916-khoumskling--schaste-ili...