Навигация

Вход на сайт

Вы здесь

Главная

Достаточно двух часов занятий в неделю, чтобы освоить программу начальной школы.

Многие родители мечтают, что когда-нибудь их дети и внуки будут учиться в другой школе, где будет важна индивидуальность ребенка. Но в Минске есть мамы, которые сумели сделать «счастливое завтра» своим сегодня. Одна из них – Настя Хомич-Базар, мама двоих девочек, которая организовала кружок внешкольного развития «Школка на падворку». Здесь дети проходят программу первого класса на белорусском языке. В "Школке" учатся дети родителей, которым не подходит вариант классической школы Источник фото: архив героини - Когда в вашу жизнь вошла тема альтернативного образования? - В декрете. Тогда я проходила различные курсы: эннеаграмма, коучинг, трансформационная тренерка. Помню, как меня поразил тот факт, что когда есть мотивация и интерес, тогда можно освоить новую профессию в течение года. А потом я начала смотреть на детей, их развитие и поведение в разных ситуациях. Выделила для себя то, что мне особенно важно: безопасность, доверие миру, свободная игра. Ребенок, имея это, начинает свободно развиваться и у него появляется мотивация. На мой взгляд стандартное, классическое, образование такой возможности не дает. Ну невозможно спокойно себя чувствовать, когда вокруг тебя ещё 20-30 детей и один взрослый, который даже при большом количестве талантов не может физически и морально покрыть потребности такого количества детей в безопасности, контакте и внимании. Конкурсы и проекты Фотоконкурс "Кто в домике живет?" - Быстро удалось найти единомышленников на этом необычном пути? - Вполне. Мы же развивали свою идею постепенно. Мы решили, что стандартное образование не для нас, когда детям было около 3 лет. Тогда же начали искать единомышленников и единомышленниц, проводить семейные мероприятия и знакомиться с новыми людьми, которые также поддерживали идею альтернативного образования. Постепенно мы пришли к тому, что имеем. Сейчас почти каждый вторник в моем пространстве тайм-клуб «Семейный дворик» проходят лекции по неформальному образованию, которые привлекают заинтересованных людей. Источник фото: архив героини - А критики много встречаете? - Да, она тоже есть. Есть люди, которым подходит классическая система образования, есть те, кому не подходит. Я отношусь к этому совершенно спокойно. - Настя, Вы организовываете очень много мероприятий. Неформальная школа ведь не единственный ваш проект. Были еще и театр, и коучинг, и встречи, и конференции. Вы настолько многогранны и деятельны? - Наверное, да. Мне кажется, что организовывать мероприятия – это мой талант. А счастье человека ведь и состоит в том, чтобы свой талант обнаружить и дать ему рост. Что касается моих проектов, то очень многие были и остаются очень удачными. Например: проект семейного досуга «Бусы», хоть я уже не там, но я его создавала с Аней Шапошниковой, и проект существует до сих пор; детская зона на Freaky Summer Party. Делала её последние три года. В последний раз через неё прошли около 1000 детей за два дня. Теперь я знаю, что мне такое по силам; Проект «Роднае цела». Нижнее бельё с фольгированным нанесением орнамента. Интересный проект, к которому я ещё вернусь; Проект Гендерная культура. Этот проект важен темой, и я буду и дальше её развивать; Семейная кооперация «Школка на падворку». Внешкольное обучение первоклашек; Лекции по неформальному образованию. Их было уже 25. Участвовали лекторы из Беларуси, Германии, Голландии, Украины, России. Конференция по альтернативному образованию. Первая и сразу 94 слушателя, 18 спикерок и спикеров. Источник фото: архив героини - Сейчас вас чаще всего ассоциируют, наверное, со «Школкой на падворку». Расскажите о ней подробнее. Как она образовалась? - Это своеобразный кружок, в котором первоклашки обучаются по программе первого класса неформальным способом. Когда я создавала этот проект, наша старшая дочь должна была идти в первый класс, и мы ее оформляли на обучение по индивидуальному плану. Но, признаюсь, у меня самой не было и нет большого желания учить ребенка школьным предметам. Поэтому мы пошли другим путем: я нашла педагога, единомышленников и единомышленниц, мы арендовали помещение, сделали там ремонт и начали работу своего образовательного кружка. Занимаемся три раза в неделю по 4 часа с 11 детками. - Собираетесь ее развивать? - Конечно. Первый год мы работали как экспериментальный проект, кто-то уходил, кто-то приходил. Сейчас мы имеем достаточное количество желающих в ней заниматься и записываем их в лист ожидания. С осени планируем уже два класса, первый и второй. Сейчас «Школа на падворку» набирается опыта. Пока что это, скорее, кружок внешкольного развития. А лет через пять, думаю, она выльется в альтернативную частную школу. Источник фото: архив героини - У вас белорусскоязычная школа. Это еще одна ее особенность, в отличие от подавляющего большинства русскоязычных кружков. Вы сознательно на белорусском языке решили работать? Сами в быту разговариваете на русском или белорусском? - Мой тата размаўляе са мной па-беларуску з дзяцінства. Так і прыйшла мова ў маё жыццё. Потым беларускамоўны клас у гімназіі ў г. Гродна. З пераездам у Менск і паступленнем у Акадэмію музыкі сталі з’яўляцца беларускамоўныя знаёмыя. У паўсядзённым жыцці я размаўляю па-беларуску з дзецьмі і з беларускамоўнымі знаёмымі. - Муж вас поддерживает во всех начинаниях? Или является надежным тылом и не вмешивается в занятия жены? - Как-то меня сразу зацепило такое предположение. То есть муж зарабатывает деньги, а я своими делами занимаюсь? Нет, мы вдвоём зарабатываем и вдвоём занимаемся детьми. Источник фото: архив героини Муж в первую очередь является моим партнёром по взрослению. Мы прошли и через совместные роды, и через принятия решения по воспитанию и обучению детей, и через расставание и понимание, что отношения зашли в тупик, и объединение друг с другом, чтобы уже более осознанно строить взрослые партнёрские отношения. Да, с того момента, как родились дети, до прошлого года, когда открылся «Семейный дворик», содержал семью мой муж. Я же воспитывала детей, которые не ходили в детский сад, и была, по сути, домохозяйкой. Не скрою, что мне хотелось большего – и денег, и активности. Я занималась детьми ради детей, сама при этом была на пределе. У меня не было ни саморазвития, ни финансового удовлетворения, надо было что-то менять. Пришло понимание, что мама – это репродуктивная роль, а самореализация – это нечто другое. И возник мой «дворик». Его я приобрела в рассрочку, и до сих пор выплачиваю долги, но не жалею ни о чем. С тех пор мы с мужем и бытовую жизнь делим на двоих, и содержание семьи тоже на двоих. Источник фото: архив героини - Ваши дети, которые не ходят в школу и детсад, наверняка отличаются чем-то от сверстников, являются в чем-то особенными? - Я считаю, что каждый ребенок – особенный. Наши дети такие, какие они есть. Задача родителей - создать им безопасное детство, в котором они будут тратить силы на развитие и интерес. Наши дети очень разные и я стараюсь дать каждой то, что надо именно ей. Старшей – больше сверстников, друзей и активности. Младшей – больше домашней теплоты и уединенности. Вот исходя из их потребностей я и строю и свою работу, и развиваюсь как личность. Моя работа – это замечательный микст из моего любимого дела, организации мероприятий, с одной стороны, и удовлетворения потребностей детей (быть чаще с родителями, обучаться в своём темпе, чувствовать себя в безопасности) – с другой. Источник фото: архив героини В «Семейном дворике» - тайм-клубе для родителей с детьми, старшая занимается в кружке внешкольного развития, а младшая проводит время в мини-садике. И им обеим это очень нравится, как и спектакли, мастер-классы, игры и обучение рядом с мамой. - Занявшись альтернативным образованием, Вы наверняка много общались и с педагогами-классиками, и с чиновниками. Удалось строить адекватный диалог с ними? Или напротив, чувствовали негатив с их стороны? - Законодательство нашей страны дает право оформить ребенка на индивидуальный план обучения. Что я, собственно, и сделала. Я уверена, что в любой беседе главное – донести, что мы знаем, что делаем и заинтересованы в развитии ребенка, исходим из его интересов прежде всего. Что касается «Школы на падворку», то это кружок внешкольного развития – такой же, как шахматы, рисование или танцы. И мне не было необходимости встречаться с чиновниками, организовывая его. При этом у нас есть желание встречаться с ними, вести диалог, и даже разговаривать о том, чтобы изменить законодательство в чем-то. Почему нет? Это очень важно… Источник фото: архив героини - Расскажите про основные идеи альтернативного образования. Что это? Какое оно? Каждый ли может так образовывать своих детей? Какие основные векторы-направления альтернативного образования вы видите? Каким оно должно быть? - Идеи альтернативного образования у каждой семьи могут быть свои. Существует очень много методик и способов организации обучения, нет единой и правильной. И в этом прелесть альтернативного образования. Вот, например, можно оформить ребенка на индивидуальный план, можно учить его самостоятельно, а можно привлекать репетиторов. Кстати, двух часов в неделю интенсивных занятий вполне хватает, чтобы пройти программу начальной школы, - проверено. Для обучения детей вне школы могут кооперироваться несколько семей вместе либо обращаться к приглашенному педагогу, как происходит у нас. И методику также можно выбрать наиболее приемлемую и подходящую для вас – вальдорф, монтессори, гуманная педагогика, что-то другое. По всем им, кстати, можно найти единомышленников в Минске. Источник фото: архив героини - Альтернативному образованию в Беларуси, как вам кажется, чинятся какие-то препятствия? Или оно существует в оптимальном своем виде? - Небольшая группа людей, которая сегодня предпочитает в Беларуси альтернативные виды образования, получают то, что хотят, без особых препятствий. В принципе, каждый волен выбирать, что хочет, в рамках законодательства – школу или другие способы образования. Ведь цель одна – образованные дети (для меня это еще и счастливые). А как к этому придут родители, - их выбор. Препятствий на пути осуществления своей цели я не встречала. Но, честно говоря, и запроса как такового не было. Никто не говорил об изменениях, потребностях альтернативных форм обучения, никто не показывал, что и государству это может быть и полезно, и выгодно. Ведь итоговый результат – высококачественное образование – достигается, а это на пользу и родителям, и детям, и государству. Источник фото: архив героини - Ваш взгляд на альтернативное образование в Беларуси через 15-20 лет. Каким оно будет? - Я сделаю всё, что в моих силах для того, чтобы через 15-20 лет в Беларуси слово хоумскулинг стало привычным и обычным. Думаю, через столько лет вполне будет законодательно внесены такие виды образования, как дистанционное и семейное. - Знаете ли вы людей, которые получили альтернативное образование и достигли успехов? - Знаю подростков, которые учатся вне школы. Это спокойные, уверенные в себе люди, которые понимают, чего хотят. А как вы относитесь к альтернативным методам образования? Вы бы смогли дать ребенку начальное образование вне школы?
Читайте на Ребёнок BY: https://rebenok.by/articles/stature/study/24279-dostatochno-dvukh-chasov....

Записаться - https://www.facebook.com/timeclubdvorik/?fref=ts